Ранее вот здесь мы рассмотрели метод shadowing, как наиболее популярный при работе над произношением. Кроме данной техники часто используют пение, как имитацию и подражание. Метод пения подходит как самым маленьким ученикам, так и взрослым студентам. Вместе с развитием музыкального слуха развивается и речевой слух. Причём чем младше ребёнок, тем легче он имитирует иноязычные звуки.
Обучение через пение
Мелодия песни и рифма слов способствует быстрому запоминанию лексических и фразеологических единиц. Напевать можно не только на уроке. Прослушав оригинальную песню много раз, ученики в состоянии петь ее самостоятельно в любое время и в любом месте. Песенный материал педагог готовит заранее в соответствии со своей программой. Лирика должна содержать активную лексику и грамматические конструкции, изучаемые на данном этапе. Для старших студентов пение – это возможность изучить культурные особенности, географические факты и некоторые традиции страны.
Однако существуют ограничения и в данном методе, так как слуховое восприятие бывает искажено. В своих исследованиях Н.И. Жинкин описал феномен восприятия речи. Каждый звук, который мы воспринимаем, мы проговариваем во внутренней речи и сравниваем с имеющимися в нашем сознании фонемами. А это фонемы родного языка. Во время обучения иностранному языку ученик пытается отождествлять звуки данного языка со своими родными звуками, которые значительно отличаются. Именно это и ведет к искажению.
Вот почему необходимо сочетание нескольких подходов к обучению фонетике (акустического и артикуляторного). Такой дифференцированный подход предполагает использование различных анализаторов для формирования всех сторон фонетического навыка. При активном использовании аудирования на уроках нельзя исключать возможность объяснения способов артикуляции звуков.
На наших занятиях
В план наших уроков включены фонетические упражнения и артикуляционная гимнастика (особенно на начальном уровне обучения).
Цель фонетической зарядки:
- Предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико- интонационных.
- Отработка фонетических навыков. Которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.
При выборе метода и подхода преподаватель должен помнить о важном, о привлечении внимания к бережному обращению с фонетикой изучаемого языка. При внимательном и уважительном отношении к истории языка, к его особенностям мы осознаём ответственность за дальнейшее его будущее развитие и использование. Ведь язык – это живой организм, вмешиваясь в который, педагог, как врач, обязан не навредить ему!